Статистический подход
Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется
показатель распространенности, или частотности того или иного явления:
чем большее распространение оно получает, тем выше вероятность его
отнесения к категории нормы и наоборот. Эта точка зрения прочно
укоренилась как в обыденном, так и в научном сознании в силу своей
простоты и кажущейся очевидности.
Статистическая норма – это такой уровень психосоциального
развития человека, который соответствует средним
качественно-количественным показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры
и т.д. |
Адаптационный подход
Его
основная идея состоит в том, что критерием нормальности должна выступать
способность человека к адаптации, то есть приспособляемость. Как
определить последнюю остается неясным. Следует признать тот факт, что
серьезные нарушения в процессе психического развития способны приводить
к снижению адаптационных возможностей. Но из этого отнюдь не следует,
что наличие адаптационного дефицита свидетельствует о нарушении
психического развития. Кроме того, приспособленческий критерий имеет и
другие ограничения. Чрезвычайно высокие адаптационные возможности,
способность всегда приспосабливаться к любым условиям, в особенности к
социальным, по мнению польского психиатра К. Домбровского, скорее
свидетельствует о моральной и эмоциональной незрелости, а также о
значительной деформации системы ценностей личности. |
Функциональная норма
В основе
концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути
развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно
считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом
развития каждого человека. Другими словами, это своего рода
индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и
одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от
характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует
признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой,
когда в процессе самостоятельного развития или в результате
специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое
сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без
длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою
ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом
в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум
в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это
своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и
умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума – с другой. |
Идеальная норма
Идеальную норму можно в целом
охарактеризовать как оптимальный способ существования личности в
оптимальных социальных условиях. В общих чертах идеальную норму
отличает актуальное и развивающееся единство личности,
динамическое равновесие личности и социального
окружения, динамическое равновесие различных психических
процессов и видов деятельности и, главным образом,
различных потребностей личности,
относительная устойчивость
структуры личности в ее процессе развития и изменений. |
Культурно-релятивный подход
Согласно
этой точке зрения тип культуры и историческое время выступают в качестве
основы дифференциации нормального и ненормального в человеке.
Представители данного подхода акцентируют внимание на относительности
существующих критериев, определяемых своеобразием и актуальным
состоянием той или иной национальной культуры. Проще говоря, одно и то
же явление в рамках разных культур может оцениваться по-разному в
зависимости от национальных традиций. Культурно-релятивный подход
относится к разряду весьма популярных в современной науке. |
Уровнево-типологический подход
Основываясь
на критериях эффективности социального и биологического функционирования
человека, В.Н. Мясищев выделял четыре соответствующих типа: 1) тип
социально и биологически полноценный, 2) социально полноценный при
биологической недостаточности, 3) биологически полноценный при
социальной недостаточности, 4) социально и биологически неполноценный
тип.
Б.С.
Братусь рассматривает феномен здоровья как неоднородное и многоуровневое
образование. Высшая его ступень – нравственное самосознание личности,
представляющее собой внутреннюю регуляцию внешнего социального поведения
человека. Более низкий уровень связан с собственно отражательной,
когнитивной деятельностью человека; он обозначается как психологический.
И наконец, третий уровень выступает как материальная база психической
деятельности, ее биологический фундамент. |